Геймификация в SMM: что это такое, как это работает, как это внедрить эффективно в Instagram, VK, Facebook

Привет, на связи Максим и сегодня я расскажу вам про геймификацию в социальных сетях. Зачем это нужно, как это работает, как это быстро внедрить и главное, как сделать так, чтобы это работало эффективно. Погнали!

Что такое геймификация в SMM

Геймификация (gamification, игрофикация) в социальных медиа – это вовлечение и долгосрочное удержание аудитории с помощью игровых механик. То есть это не устроить конкурс, где активность концентрируется в одном посте, а сделать так, чтобы аудитория регулярно вовлекалась в контент.

Если совсем простым языком – то вы должны превратить взаимодействие с вашим аккаунтом в прохождение игры. И поэтому должно добавиться все соответствующее: уровни, ачивки, очки и, возможно, даже «главный босс».

Зачем это нужно?

Такой способ взаимодействия аудитории и аккаунта помогает привлечь внимание к продукту или услуге, к объекту, который продвигает аккаунт и повысить лояльность. Геймификация увеличивает количество качественных «касаний» с аудиторией.

И простым языком – все любят играть. Это заложено на психологическом уровне. Человек не очень лояльно относится к условному конкурсу «на репосты», но отлично вовлекается в процесс соревнования или достижения цели. И это

Как это работает?

Для того, чтобы внедрить геймификацию в ваши социальные сети нужны:

  • Цель геймификации;
  • Наличие социальной сети и аудитории;
  • Игровая механика и правила;
  • Призы, ачивки и статусы;
  • Срок проведения активации;

Цели

Компоненты и условия могут видоизменяться, добавляться или убираться по желанию, но это базовый набор, который нужен для успешного проведения. Самое главное и первое, с чем нужно определиться – цель. Зачем вы хотите внедрить игрофикацию? Рассказать и вовлечь в новый продукт, повысить продажи старого, провести акцию или распродажу, собрать ядро лояльной аудитории. Цели разные, но без них не нужно начинать.

Аудитория

После того, как определились с целью, важно чтобы уже была какая-то активная аудитория, которая вовлечется. Либо бюджет и медиа-план на привлечение этой аудитории.

Тут важно реально оценить реальные возможности, чтобы не получилось, что активность готовилась для 100 участников, а принимает участие 5 человек.

Правила и сроки

Далее важно определиться с правилами, уровнями, этапами, призами, количеством призовых мест.

Эти правила нужно описать понятно для участников, чтобы они понимали за какие действия и какие баллы им будут начислены. Иначе вас постоянно будут засыпать вопросами. Также правила и сроки должны быть где-то описаны (ниже подробнее будет об этом).

Давайте не затягивать с теорией и перейдем к практической части и рассмотрим, как делать геймификацию в социальных сетях и какие есть для этого сервисы.

Геймификация в Instagram: сервисы, советы, примеры

Продумать все и организовать можно самостоятельно, ограничение одно – ваша фантазия. Но уже есть несколько сервисов, которые заточены Для геймификации в Instagram есть несколько сервисов, я разберу 2 основных и самых популярных: sub.by и gamifer. Я сам с ними работал, поэтому знаю подводные камни и особенности работы.

Основной принцип работы сервисов

Основной принцип – участники/подписчики совершают активные действия (лайки, комменты, ответы) и им автоматически начисляются баллы. Эти баллы собираются в таблицу и все, что вам нужно, вовремя подвести итоги и наградить лидеров. Предварительно, естественно, прописав правила и обозначив призы. Например, за 1 лайк участник получает 1 балл, а за 1 комментарий, получает 2 балла. Итого, участник поставив лайк и написав комментарий к посту, может заработать 3 балла. Столько же баллов может заработать другой участник. А еще вы можете устроить викторину в Stories и тем, кто правильно ответит, добавить еще по 5 баллов. И тогда вперед вырвутся только те, кто будут следить за вашими сторис. Это если очень грубо и примитивно, на самом деле механик много и тут вы сами определяете, за что и какие призы получат участники.

Чем отличаются сервисы?

Концептуально ничем, но дьявол кроется в деталях. И тут важно обращать внимание на детали. SUB.BY – не требует авторизации в ваш аккаунт Instagram, он парсит ваши данные из вне. То есть бот сервиса, открывает в браузере ваш аккаунт и собирает данные, «причесывает» их и выводит в итоговую таблицу. Это отнимает время.

Плюсы:

может забирать данные у любого профиля, главное, чтобы он был открытый;

быстрая поддержка;

много шаблонов игр;

субъективно: больше пользователей;

можно добавить фото призов;
Минусы: сбор данных занимает много времени, есть ограничения на больших цифрах (более 1000 лайков).

А вот Gamifer – работает по API (официально забирает данные из Instagram) и это гораздо быстрее и точнее, чем у SUB.BY. Но есть и свои минусы, чтобы все работало, у вас должен быть бизнес-аккаунт и нужно логиниться, через Fb. То есть личный аккаунт не сможет устроить конкурс. По цене, к слову, они стоят примерно одинаково (на моих аккаунтах разница была 50 рублей).

 

Плюсы:

более быстрый сбор данных;

есть мини-игры (на 1-2 поста);

есть генератор случайных чисел;
Минусы:

нужно обязательно иметь бизнес-аккаунт (хотя у многих он и так есть);

поддержка не такая быстрая;

не так часто появляются нововведения.

Если отбросить технические характеристики, то у SUB.BY более активная поддержка и есть куча уже готовых сценариев активности (в том числе и в сторис).

Геймификация в Stories

А что на счет историй? Тут сложно, оба сервиса не могут получить доступ к вашим историям и сообщениям (чтобы смотреть реакции) технически. Но в двух сервисах реализован функционал ручного начисления баллов. Все, что вам нужно – устроить викторину или конкурс в Stories и вручную добавлять баллы тем, кто правильно ответит/отреагирует первее всех. Конечно, все будет не так автоматизировано, но люди будут стараться следить за вашими историями, чтобы успеть ответить на викторину (это пример) в числе первых. Так вы получите больше просмотров Stories и не нужно будет вручную оперировать десятками или сотнями ответов. Вот пример активности на 3 истории, где в конце вручную нужно добавить баллы тем, кто быстрее всех ответит. Но вы можете добавлять вручную баллы за любую активность в Stories, например, за репосты или упоминания в историях. Главное, чтобы было время успевать обрабатывать данные.

Пример работы и советы

Но это все теория, давайте поговорим о практике. Насколько это все эффективно и как сделать так, чтобы геймификация была в пользу, а не во вред (как получится вред я тоже расскажу).

Итак, работал с сервисом SUB я на аккаунте шоу «Подъем» на ТНТ International. Задача была такая: разыграть собравшиеся призы от гостей утреннего шоу и поднять вовлечение в контент. Механика была выбрана следующая:

Примерный текст правил конкурса

Как можно понять из правил, то наибольшее количество баллов можно было получить за комментарии. И это дало просто взрыв по комментариям в профиле. Кстати, срок одного этапа конкурса был 1 неделя и по итогам месяца также были дополнительные призы. Поэтому основные участники конкурса держали активность целый месяц.

Вот график, показывающий, что до этого комментарии к поста были «скачками» только к конкурсным постам. После внедрения игрофикации, комментарии ко всем постам стали расти. Конкурс начался с отметки «Пост 17».

Скриншот с постами, где видно, что посты с розыгрышем набирают лайки и комменты, а обычный контент (видео «Зашкварки») набирает не так много активности. Как итог – активность участников распределяется неравномерно.

Ну и пример после внедрения геймификации, на постах держится примерно одинаковое количество комментариев. К слову, под активность разрабатывался отдельный контент-план, в качестве основного контента были выбраны блуперсы со съемок передачи. Так мы транслировали релевантные месседжи и имели некую эксклюзивность (блуперсами делились только в Instagram).

Проблемы и подводные камни

И уже после первых недель проявились все недочеты механики. Особо активные участники начали буквально спамить комментами под всеми постами сообщества. Писали комментарии не к месту и не в тему поста. Как итог, в лидеры на первых неделях вырвались участники, которые просто занимались «читерством» и «набивали» себе баллы, при этом другие участники видели таких «читеров» в топе таблицы и мотивация принимать участие в конкурсе отпадала.

Пример, когда участник занимает первое место вторую неделю подряд.

Как решить эту проблему? Ну, во-первых, в правилах конкурса было обозначено, что комментарии должны быть релевантными, то есть, комментарии, которые были не в тему поста/аккаунта, удалялись. Также, было введено ограничение на количество учитываемых комментариев и количество слов в комментарии (засчитывался комментарий от 4 слов). Функционал сервиса легко позволяет сделать это.

И дополнительно были введены викторины и квесты в сторис, за которые начислялись дополнительные баллы. Например, нужно было сфотографировать где и как пользователи смотрят утренний эфир (прямое взаимодействие с продуктом), ответить на вопросы викторины из утреннего эфира, посмотреть видео на YouTube. Таким образом в топ начали выходить люди, которые проявляли реальную релевантную активность в профиле, были зрителями шоу на YouTube или по ТВ.

Также одним из нюансов стало то, что сервис считает активность под последними N (выставляется в настройках) постами либо под постами за N дней. Это обычно 5-10 постов. И если не совсем очевидно обозначить это, то будет следующая ситуация – человек будет проявлять активность под всеми доступными ему постами, но засчитается активность только у части постов. И он будет писать вам в сообщения, с требованием разобраться. Поэтому лучше это сразу обозначить.

Также, сервисы считают и выводят итог не моментально, а пользователь ставит лайк, идет проверять, отображаются у него баллы или нет, баллы тут же не отображаются (иногда нужно до нескольких часов) и опять же, бежит писать вам в личку. Поэтому, тоже лучше обозначить этот момент в правила и будьте готовы отвечать на вопросы в личных сообщениях.

Итоги по геймификации Instagram

Выбор сервиса не так первичен, как наличие контент-стратегии, внятных правил, обозначенных сроков и призов. А самое главное, наличие аудитории. Прежде чем оплатить сервис и запустить конкурс, напишите и подготовьте все посты, все истории, все викторины и конкурсы. Продумайте «план Б» на случай появление призоловов и читеров. И будьте готовы отвечать на вопросы пользователей, объснять им правила и работу сервиса (с этим, кстати, SUB помогает, они отвечают пользователям на вопросы по конкретной активности).

Геймификация во ВКонтакте

Во Вконтакте с геймификацией все гораздо проще, тут есть приложения внутри социальной сети, которые собирают и обрабатывают данные и вы уже можете «вертеть и крутить» ими почти как угодно. Здесь все гораздо технологичнее. Есть 2 приложения: Колизей и Пьедестал. Вы подключаете их к своей группе, настраиваете очень широкий спектр настроек и запускаете конкурс.

Из настроек тут можно делать очень крутые вещи:

  • рассылки участника,
  • автозапуски (каждую неделю/месяц)
  • автоматический подсчет итогов
  • уровни (пользователи достигают разных уровней)
  • post-запросы, которые позволяют начислять баллы за покупки в вашем интернет-магазине
  • можно добавлять промокоды в качестве призов или заданий,
  • у пользователя есть свой личный кабинет.

Я пользовался этими приложениями на своих пабликах по теме Aliexpress и активность выросла очень заметно. И выросли вместе с тем охваты постов, местами в несколько раз. Поэтому, если у вас есть сообщество в ВК и вы хотите его оживить, то это очень хороший вариант.

Кстати, в ВК цена гораздо меньше, чем в подобных сервисах для Instagram. А гибкость настроек позволяет делать активности с разными уровнями, типами заданий и автоматизацией, на несколько месяцев сразу. Тем более, что элементом игры можно делать покупку чего либо и это дает уже не просто рост в показателях сообщества, а внедряет геймификацию в продажи.

Пример постов до активности (слева) и после (справа). Как видим, лайков, комментариев больше и охват подрос. Для объективности стоит смотреть конечно статистические данные, но в данном случае у меня доступа к статистике уже нет. Придется поверить мне на слово.

Итоги по ВКонтакте

Во ВКонтакте картина с приложениями очень приятная, жаль только то, что сама социальная сеть не пользуется популярность как старые добрые времена.

И вместо вывода

Сегодня гаймификация внедрена везде, даже штампы в кофейне, где каждый 5-й или 10-й кофе вам дадут бесплатно, тоже своего рода геймификация. Социальные сети позволяют строить сложные многоуровневые системы и механики, которые будут помогать вам наращивать активность в ваших сообществах. Я пока встречал отработанные механизмы в ВК и Инстаграм, также видел зарубежный сервис, который помогает геймифицировать Email-подписки (баллы выдаются за открытие письма). Думаю в той или иной форме это будет во всех социальных сетях.

А я хочу попросить вас поделиться этим постом с друзьями и коллегами, чтобы он принес пользу как можно большему количеству людей.

Самарев Максим/ автор статьи

Привет. Меня зовут Максим и я автор этого блога. Я люблю то, чем занимаюсь и всегда экспериментирую. Именно поэтому я веду этот блог, где рассказываю о результатах, секретах и фишках моих экспериментов. Всегда открыт к новым знакомствам и сотрудничеству.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SMMGURU.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: